Кризисы на сырьевом рынке    Гуммиарабика   за последние 30 лет.

Вступление.

   В течение последних 30 лет Судан  доминировал (и продолжает делать это) в торговле гуммиарабиком  , часто упоминаемым как  “hashab”, словом , которое происходит от местного названия дерева  или Кордофан - от района  произрастания  Акации   в Судане. Продажи гуммиарабика в двадцатом веке увеличились в  60-ых  и достигли своего пика -около 70.000 тонн- в 1970 году . Засуха в Поясе Саванн привела в 1973-74 к первому значительному сокращению сырьевого рынка  гуммиарабика и к резкому подъему общемировых  цен. Это привело к тому , что  главные потребители гуммиарабика  начали переходить на использование только что синтезированных модифицированных крахмалов . В результате  ежегодные продажи гуммиарабика снизились между концом 70-ых и  началом  80-ых гг.  до 40.000 МТ . Между 1983-85гг другая, еще более разрушительная засуха привела  ко второй общемировой нехватке гуммиарабика за последние 10 лет. Эта ситуация  привела к  тому, что компании пересмотрели свои планы по закупке продукта, и к середине- концу 80-ых годовые продажы упали до 25000 МТ. Сегодня разразился еще один кризис на сыръевом рынке Гуммиарабика ,  который  поразил рынок гуммиарабика и крепко связал  поставщиков и покупателей  на несколько месяцев вперед.

История  вопроса .

    После первой нехватки продукта в 1973-74  многие компании перешли на использование модифицированных крахмалов . С начала 60х годов кондитерская промышленность жаловалась на неприемлемо высокие цены на гуммиарабик по сравнению с модифицированными крахмалами  и какао  продуктами и это привело к тому ,что часть потребителей гуммиарабика уже тогда  перешли на использование модифицированных крахмалов  и не вносили  соответствующие  изменения в текст на упаковке производимого ими  продукта . Это  нарушало права потребителей , а соответственно  основные положения   Устава Потребителей  Гуммиарабика .Необходимо отметить ,что  в настоящее время это нарушает  и  Устав ВТО.

     Однако,нужно принять во внимание ,что гуммиарабик – это натуральный продукт природного происхождения ,полученный в результате ручной сборки и сортировки ,  имеющий  неоспоримое преимущество перед его заменителями. В последнее время с  такими заменителями  как желатин у потребителей  Гуммиарабика возникает    много проблем , а    вновь синтезированные заменители -  модифицированная целлюлоза , декстрины и  некоторые  другие ферментированные продукты - неуниверсальны и всегда имеют определенные  противопоказания к применению. Кроме того переход на альтернативные продукты требует времени  , при этом очень  трудно  прогнозировать  качество конечного продукта и реакцию потребителя .

   Как известно , Судан доминирует в торговле гуммиарабиком.  The Gum Arabic Company (GAC),  основанная  в 1969, получила  монопольное право на продажу сырья гуммиарабика ,что привело  к потере доверия  со стороны покупателей  из-за  неспособности компании (GAC) предложить разумные товарные запасы продукта для  возмещения нехватки  сырья в 70-ых и 80-ых годах. После нехватки 70-ых, Судан получил   международную финансовую помощь  на поддержку  национальной   программы возрождения плантаций Гуммиарабика    , заключающуюся в посадке одного миллиона деревьев  каждый год, с закладкой новых  плантаций   прямым  посевом семян  или выращиванием  Акаций в рассаде и последующей их высадкой на плантациях.

Такая международня помощь позволила Судану производить около 85 % мирового

объема гуммиарабика самого высокого качества ( видовая однородность выращиваемых  деревьев , гарантия получения качественного продукта). К сожалению непредвиденная засуха и набеги саранчи  в 1983-85 гг. привели к значительному повышению цены, достигшей  US $ 5,000/MT  ( в течение 1980-83гг средняя  цена составляла  $1,500/MT) так как существующие в то время  запасы на складах были неспособны удовлетворить возросший спрос международного рынка  на гуммиарабик. Альтернативные поставщики из Нигерии, Чада и других  стран-производителей не оказали серьезного влияния на формирование рыночной цены на гуммиарабик и , соответственно , цена на гуммиарабик 

( сорт Суданский Кордофан )  оставалась высокой до конца 80-ых  и начала снижаться  только к началу 90-ых гг. Однако, к этому времени сложился  типичный 10-летний цикл на сырьевом рынке и цены на гуммиарабик вновь возросли из-за неблагоприятных климатических условий  и гражданской войны. Для того ,чтобы удовлетворить возросший спрос на гуммиарабик в 1998 г. была наконец официально признана в международной пищевой промышленности другой сорт акации, из которой получают  гуммиарабик - Акация Сейял  и сегодня она формирует существенную часть экспорта гуммиарабика.  Акация Сейял  на  сегодняшний день  заменяет  Акацию Сенегал  в различных  кондитерских производствах.

Перспективы развития  текущей ситуации.

Основные покупатели признают , что  в 2004 году нехватка  гуммиарабика сорта  Кордофан очевидна  . Большинство покупателей и поставщиков были застигнуты врасплох и по мере приближения   к летнему сезону  многие покупатели  все еще сохраняют мнение, что определенные  количества сырья  все еще  остаются  доступными для закупки.

Основные факторы, которые привели к формированию текущей ситуации,  могут быть  объяснены   следующими  причинами :

• Возрастающее недовольство со стороны фермеров из-за снижения  закупочных цен на поставляемый ими гуммиарабик  за прошедшие несколько лет  привел к ухудшению селекции и плохому качеству  ухода за  деревьями.

• Продолжающаяся гражданская война практически приостановила все отгрузки  сырья из области Дарфур,  откуда поставляется   приблизительно 30 % всего  гуммиарабика в Судане.

• Набеги саранча в  Поясе Саванн также ухудшили ситуацию.

• Неблагоприятные погодные условия , вызванные обильными дождями в начале сезона, привели  к сбоям при транспортировке гуммиарабика в основные центры для очистки   и  далее в  Порт- Судан.

Комбинация вышеупомянутых факторов привела к  повышению цен за товар со срочной его поставкой ,при этом ожидается ,что цены на условиях FOB  Судан возрастут выше уровня цен, чем они были  при предыдущей нехватке продукта. Ситуация с ценами и наличием товара, как ожидается , не улучшится до конца первого квартала 2005 г.